Я ПОВЕДУ СЕБЯ В МУЗЕЙ
Удивительно, насколько разным может быть поход в музей в зависимости от того, как организована экспозиция. За время долгих музейно-выставочных странствий выделила для себя несколько типов.
Выставка объектов. Стандартный вид, которым нас угощали с детства. Стоят скульптуры (привет Мальчишу), висят картины, рядом обозначены авторы с годами жизни и, возможно, минимальной сухой информацией. Залы, как правило, сгруппированы по отдельным эпохам. Основной зрительский кайф - повзаимодействовать с искусством вживую, рассмотреть детали, которые не видно на репродукции, обойти скульптуру по кругу, почувствовать энергетику картины, оценить эпический размах или, наоборот, камерность. Так устроены крупные классические музеи - основной корпус Третьяковки, венский Кунстхисторишес и т.д. Концентрация шедевров настолько высока, что, в сущности, ничего больше и не нужно. Чувственный опыт в высоком смысле слова.
Выставка-нарратив. Экспонаты сгруппированы не по эпохам, а по сюжетам. У выставки в целом интонация повествования. Так устроен Будапештский музей изобразительного искусства, где, допустим, античность подается как мультикультурная глобальная цивилизация, отдельный зал посвящен Эросу и Танатосу, отдельный зал социальным практикам (тема “симпосии” - а уже ним привязаны те самые чернофигурные и краснофигурные вазы). Здесь объекты - отправная точка для размышления. Нужно смотреть, читать и думать. К чувственному удовольствию добавляется интеллектуальное.
Выставка-путешествие. На зрителя воздействуют не только объекты и не (с)только текстовое сопровождение, но сама организация пространства. Такова была ретроспектива Врубеля в Новой Третьяковке. Изломанное пространство первого зала, где сквозь отверстия в стенах видны другие картины - мозаичный принцип рифмуется с техникой художника, глаз путешествует по фрагментам, ему привольно и празднично. Затем узкий темный коридор - тесное пространство для рисунков, сделанных в лечебнице для душевнобольных. За ними - короткий вдох-выдох-выход: из коридора в светлые зимние карандашные пейзажи. Затем круглая комната с черно-белыми набросками жемчужной раковины - позднего экспериментального шедевра - где траектория движения скручивает маршрут в воронку. Через телесный опыт зритель метафорически проходит с художником его духовный путь.
Выставка-мультиформат. Чем дальше в лес, тем толще экономика впечатлений. Тренд последних выставок - сопоставление разных видов искусства. Таков был “Конструктивизм. Начало” в Центре Зотов: тут тебе и живопись, и музыка, и литература, и театр, и архитектура, и кинематограф, и дизайн (к первой трети второго этажа начинаешь слегка дуреть от переизбытка информации). Зрительский кайф в том, чтобы рассмотреть явление со всех возможных ракурсов и хорошенько промять все каналы восприятия. Да, они после этого могут побаливать.
Случались ли с вами интересные музейные опыты? А откровения? А перегруз любите?